- Вместе к будущему: как родители могут помочь ребенку в выборе профессии (файл)
- Как иллюзии мешают выбрать профессию и быть счастливым (файл)
- Как сэкономить сотни тысяч российской семье и не попасть в руки к инфоцыганам (файл)
- Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе (файл)
- Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школах (файл)
Профминимум
Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы). Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.
Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не менее 40 часов в учебный год),
основной (не менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
Профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
Урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
Внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
Воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
Дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
Профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
Взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).
Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 20.03.2023 № 05-848.
Цели и задачи Профориентационного минимума
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
- Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
- Разработка научно-обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
- Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
- Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
- Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»
Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего» или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Используемые материалы:
- Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
- Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
- Онлайн-уроки «Шоу профессий»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает:
- Экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
- Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)
Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм. Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
«Россия умная: программирование и телекоммуникации»
Программирование и телекоммуникации — основа цифрового мира. Это одна из самых перспективных и динамично развивающихся отраслей, где каждый день создаются новые решения для бизнеса, науки, производства и повседневной жизни.
Россия входит в число мировых лидеров по развитию цифровых технологий. Отечественные компании разрабатывают программы, создают новые форматы связи и внедряют искусственный интеллект, обеспечивая цифровую трансформацию всех отраслей.
Какие технологии формируют будущее? Какие профессии востребованы в этой сфере? И какие навыки помогут стать частью мира высоких технологий?
Учащиеся познакомились с профессией программиста, узнали, какими навыками должен обладать специалист, с какими трудностями они могут сталкиваться во время работы и многое другое. Такжеузнали о направлениях в вузах и колледжах в этой сфере.
Практико-ориентированное занятие
На этой неделе в рамках практико-ориентированного занятия учащиеся смогли погрузиться в мир профессий, изучили ключевые аспекты работы специалистов и попробовали себя в решении реальных рабочих задач.
На выбор было предложено три практико-ориентированных занятий: "Россия индустриальная", "Россия деловая" и "Россия безопасная"
"Россия индустриальная"
В Индустриальном районе инженеры-технологи проектируют и совершенствуют технологические процессы, обеспечивая качество и эффективность, а сборщики корпусов металлических судов воплощают эти решения в жизнь, создавая прочные и надёжные конструкции. Учащиеся узнали больше о профессиях Индустриального района и разобрали, какие задачи стоят перед специалистами этой сферы!
"Россия деловая"
Деловой район — это пространство, где идеи превращаются в реальные проекты, а решения влияют на общий результат. Финансисты анализируют денежные потоки, а проектные менеджеры координируют процессы и контролируют выполнение задач. Учащиеся узнали, с какими трудностями сталкиваются специалисты этих профессий, какие задачи перед ними стоят.
"Россия безопасная"
В Безопасном районе трудятся специалисты, отвечающие за контроль производства и работу сложного оборудования. Инженеры-технологи разрабатывают процессы создания спецтехники, обеспечивая её качество и надёжность. Наладчики станков с ЧПУ управляют автоматизированным оборудованием и следят за точностью производства. Учащиесям узнали, какие знания помогают этим специалистам справляться с профессиональными задачами, что делает их работу незаменимой в высокотехнологичных отраслях.
Россия индустриальная: тяжёлая промышленность, машиностроение
Без какого материала не было бы компьютеров, самокатов, лифтов и даже космических кораблей? Конечно же без стали! И этой теме было посвящено новое занятие из курса «Россия – мои горизонты» - «Россия индустриальная: тяжелая промышленность и машиностроение»
Дети узнали:
что производит тяжелая промышленность и машиностроение, а также как это влияет на нашу повседневную жизнь.
познакомились с профессиями в этой области и узнаете о задачах, которые они решают.
Об инженерных олимпиадах для тех, кто задумывается о карьере в тяжелой промышленности, а также о направлениях обучения в вузах и колледжах.
Сегодня заводы — это не просто цеха с тяжёлым оборудованием, а высокотехнологичные предприятия, где роботы, программируемые системы и инновационные материалы позволяют создавать продукцию быстрее, точнее и безопаснее.
Профориентационное занятие
13 февраля в рамках курса «Россия — мои горизонты» дети продолжили изучение формулы выбора профессии. Было 3 практико-ориентированных занятия с тремя увлекательными темами: Россия комфортная, Россия индустриальная и Россия умная! Что вас ждет?
Россия комфортная — погружение в профессию диспетчера регистрации в аэропорту и разработчика железнодорожных симуляторов. Специалисты поделятся особенностями своих профессий и предложат решить настоящую профессиональную задачу.
Россия индустриальная — погружение в профессию портного-закройщика, который превращает ткани в уникальные произведения искусства, а также узнайте об эксперте в разработке полимерных материалов.
Россия умная — погружение в професссию учителя истории и обществознания, пробы себя в роли педагога и глубже поймите науку о воспитании.
В рамках занятия учащиеся смогли познакомиться с востребованными профессиями и узнать, как специалисты разных сфер применяют современные технологии в своей работе.
#билетвбудущее #bvb #БВБ2025 #Билетвбудущее2025 #bvb2025#Россиямоигоризонты
«Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова»
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» Министерства обороны Российской Федерации проводит профориентационные мероприятия, направленные на информирование потенциальных кандидатов, поступающих на обучение по программе среднего профессионального образования специальность «Лечебное дело», квалификация «Фельдшер» (срок обучения 2 года 10 месяцев).
Дополнительная информация об Академии и правилах приема на обучение размещена на официальном сайте:
https://www.vmeda.org/education/s-03/byudzhetnoe-obuchenie/.
Открой своё будущее
На занятии обучающиеся сделали первые шаги в своём профессиональном самоопределении, говорили о том, кем бы хотели стать в будущем, смотрели видео, заполнили небольшую анкету-подсказку, попробовали "примерить" профессии на себя.
Занятие прошло продуктивно, все обучающиеся получили нужные знания и умения.
2 мая в МКОУ СОШ №10 прошло очередное профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере (симулятор профессии на платформе проекта «Билет в будущее»)
2 мая в МКОУ СОШ №10 прошло очередное профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере (симулятор профессии на платформе проекта «Билет в будущее»). Такие занятия позволяют ребятам в любом уголке нашей страны попробовать свои силы в самых разных отраслях и профессиях и найти то, что им действительно будет по душе. Во время прохождения симуляторов школьники получают возможность примерить на себя реальные задачи и ситуации, с которыми сталкиваются специалисты во время работы. На этом занятии ребята познакомились с профессией «креативный продюсер». Креативное продюсирование открывает большие возможности для реализации творческих идей! Однако в этой сфере нужно быть не только творческим, но и очень организованным, внимательным и настойчивым человеком. Возможно, кто-то из ребят в будущем освоит эту увлекательную профессию, и творческие индустрии пополнятся новыми профессионалами, которые будут радовать нас интересными проектами