- Вместе к будущему: как родители могут помочь ребенку в выборе профессии (файл)
- Как иллюзии мешают выбрать профессию и быть счастливым (файл)
- Как сэкономить сотни тысяч российской семье и не попасть в руки к инфоцыганам (файл)
- Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе (файл)
- Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школах (файл)
Профминимум
Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы). Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.
Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не менее 40 часов в учебный год),
основной (не менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
Профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
Урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
Внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
Воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
Дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
Профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
Взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).
Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 20.03.2023 № 05-848.
Цели и задачи Профориентационного минимума
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
- Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
- Разработка научно-обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
- Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
- Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
- Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»
Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего» или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Используемые материалы:
- Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
- Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
- Онлайн-уроки «Шоу профессий»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает:
- Экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
- Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)
Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм. Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
На Ставрополье ведется активная борьба с «теневой» занятостью работающих
Россия цифровая
В МКОУ СОШ 10 прошло очередное профориентационное занятие "Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий". Накануне праздника Дня народного единства с экрана монитора поздравила ребят депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Елена Бондаренко.
Занятие прошло в Центре цифрового и гуманитарного профилей "Точка Роста".
Пробую профессию в рамках цифровых технологий
Профориентационная диагностика «Мои таланты»
Профминимум 01.02.2024 "Россия гостеприимная: узнаю о профессиях на благо общества"
21 марта проведено занятие "Россия умная: узнаю о профессиях и достижениях в сфере образования"
"Россия в развитии: было, стало, будет".
Профориентационные занятия
11 апреля в 6-11 классах проведено профориентационное занятие «Россия космическая: узнаю о профессиях и достижениях в космической отрасли»
18 апреля ребята приняли участие в профориентационном занятии «Пробую профессию в сфере промышленности»
25 апреля прошло очередное профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины». Школьники сделали первый шаг к профессии биомедицинский инженер!
2 мая в МКОУ СОШ №10 прошло очередное профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере (симулятор профессии на платформе проекта «Билет в будущее»)
2 мая в МКОУ СОШ №10 прошло очередное профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере (симулятор профессии на платформе проекта «Билет в будущее»). Такие занятия позволяют ребятам в любом уголке нашей страны попробовать свои силы в самых разных отраслях и профессиях и найти то, что им действительно будет по душе. Во время прохождения симуляторов школьники получают возможность примерить на себя реальные задачи и ситуации, с которыми сталкиваются специалисты во время работы. На этом занятии ребята познакомились с профессией «креативный продюсер». Креативное продюсирование открывает большие возможности для реализации творческих идей! Однако в этой сфере нужно быть не только творческим, но и очень организованным, внимательным и настойчивым человеком. Возможно, кто-то из ребят в будущем освоит эту увлекательную профессию, и творческие индустрии пополнятся новыми профессионалами, которые будут радовать нас интересными проектами
Открой своё будущее
На занятии обучающиеся сделали первые шаги в своём профессиональном самоопределении, говорили о том, кем бы хотели стать в будущем, смотрели видео, заполнили небольшую анкету-подсказку, попробовали "примерить" профессии на себя.
Занятие прошло продуктивно, все обучающиеся получили нужные знания и умения.
19 сентября в школе прошло очередное занятие "Познаю себя"
Как определиться с будущей профессией и не ошибиться?
На эти вопросы ученики получили ответа в ходе занятия, а именно:
какие навыки и интересы пригодятся для будущей профессии;
как сделать этот большой и страшный выбор не таким большим и страшным;
примерили на себя роль профориентационного эксперта, подбирая профессии под разные навыки.
26 сентября в нашей школе состоялось внеурочное занятие "Россия - мои горизонты" по теме "Россия аграрная: растениеводство, садоводство".
26 сентября в нашей школе состоялось внеурочное занятие "Россия - мои горизонты" по теме "Россия аграрная: растениеводство, садоводство".
В ходе занятия ребята узнали, что значит быть аграрным государством и кто трудится в отраслях аграрной среды. Мы обсудили важность растениеводства и садоводства для экономики нашей страны и жизни каждого из нас.
Эти знания не только расширяют кругозор наших учащихся, но и помогают им понимать значимость различных профессий и принимаемые усилия для обеспечения нашего продовольственного благополучия.
«Россия индустриальная: атомная промышленность»
На занятии ребята узнали, что такое Индустриальная среда и какую важнейшую роль она играет в экономике и развитии нашей страны.
Профориентационное мероприятие: Экскурсия на предприятие Агрофирмы «КИЦ»
Ребята увидели процесс изготовления макаронных изделий, услышали подробный рассказ о технологии изготовления макарон, получили в подарок готовые изделия и остались очень довольны профориентационным мероприятием.
Сегодня на занятии "Россия - мои горизонты" мы погрузились в увлекательный мир профессионального самоопределения!
Обсудив формулу выбора профессии, ребята узнали, что такое формула и как она может стать нашим помощником в поиске будущей специальности. Представьте себе, формула — это как рецепт, где шаги продуманы так же тщательно, как при приготовлении вкусного блюда. Именно благодаря этим шагам сложные задачи становятся простыми и понятными.
"Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание"
Ребята узнали о пищевой промышленности и общественном питании как части аграрной среды, а также о том, что пищевая промышленность включает в себя всё, что связано с продуктами.
В качестве подведения итогов, дети составили портрет ровесника, которому может подойти одна из профессий пищевой промышленности.
На календаре четверг, а это значит, что сегодня очередное занятие из цикла РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ
Билет в будущее возвращается
Сегодня в нашей школе были проведены мероприятия на тему: «Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана».
Безопасность — важная составляющая жизни каждого человека, наравне со здоровьем и комфортом, и за неё отвечают сразу несколько отраслей.
В рамках занятия, дети познакомились с определением «безопасной среды», выяснили какие школьные предметы тесно связаны с этой средой, а также обсудили, где можно учиться тем, кто хотел бы связать свою жизнь с этой профессией.